Сканер штрихкода

Как выбрать сканер-штрих-кода

Среди разнообразнейшего электронного оборудования, использующегося в автоматизации, сканеры штрих-кода являются устройствами с предельно простой и чётко определённой задачей: они позволяют считывать маркировку товара, нанесённую на упаковку в виде штрих-кода, декодировать и передавать её в POS-систему. Однако для разных объектов торговли эту задачу с максимальной эффективностью позволяют решать разные типы и модели сканеров штрих-кодов. Ошибка при выборе такого ключевого элемента системы автоматизации как сканер штрих-кода может сильно сказаться на производительности труда кассиров, эффективности бизнес-процессов предприятия и его прибыльности. Рассмотрим существующее многообразие сканеров штрих-кода и

Сегодня на российском рынке представлено достаточно большое количество известных во всем мире производителей сканеров штрих-кода. Наиболее заметны среди них следующие марки:

* Honeywell (владеющая брендом Metrologic) – американская компания, предлагающая широкую линейку сканеров штрих-кода от недорогих светодиодных (технология CCD) до биоптических;
* Datalogic – американская фирма, выпускающая обширную линейку сканеров штрих-кода;
* Motorola (купившая некоторое время назад фирму Symbol) – американская компания, специализирующаяся в производстве различных лазерных сканеров;
* NCR – ведущий мировой производитель сканеров штрих-кода, традиционно сильный в многоплоскостных и биоптических моделях (США)
* Opticon – японский разработчик и производитель компактных и недорогих ручных сканеров штрих-кода
* Zebex – тайваньская компания, занимающая нишу недорогих светодиодных и лазерных сканеров

Выбор того или иного типа и модели сканера обусловлено форматом предприятия торговли, характером товарной номенклатуры и организацией кассового места. Поэтому высокопроизводительные многоплоскостные сканеры, доказавшие свою высокую эффективность в продуктовой рознице (в магазинах «у дома», супермаркетах и гипермаркетах) вряд ли будут столь же полезны, скажем, в магазине косметики.

Как правило, на торговых точках, где нагрузка на кассовые узлы невелика или где значительные габариты товаров и неудобное размещение штриховой маркировки не позволяют работать со стационарными многоплоскостными сканерами, рекомендуется использовать ручные сканеры штрих-кода – как светодиодные, так и лазерные. Такие сканеры активно применяются в магазинах электроники и бытовой техники, в аптеках, промтоварных, книжных и небольших продовольственных магазинах, а также на складах. Сканирующая область этого типа устройств представляет собой одну полоску, которой необходимо полностью «захватить» все штрихи кода, чтобы его считать.


Не всегда, однако, возможностей ручных сканеров достаточно для решения тех или иных задач, а использование полноценных многоплоскостных лазерных моделей невозможно по экономическим или иным соображениям. На выручку приходят компактные стационарные сканеры: их сканирующая область представляет собой плотную сетку лазерных лучей, которая позволяет считывать штрих-код независимо от его расположения относительно сканера – и вертикально, и горизонтально. В последнее время в данном типе штрих-кодового оборудования стали активно применяться современные цифровые технологии – появились компактные имидж-сканеры, работающие по принципу фотокамеры и считывающие не только хорошо знакомые одномерные штрих-коды, но и двумерные. Стационарные многоплоскостные лазерные и имидж-сканеры существенно увеличивают скорость работы кассира.

Крупные предприятия продуктовой розницы – супермаркеты и гипермаркеты, испытывающие традиционно высокую нагрузку на кассовые узлы, предпочитают использовать мощные многоплоскостные лазерные сканеры. Такие сканеры обеспечивают максимальную скорость считывания штрих-кодов – до 3300 сканирований в секунду – и внушительную зону сканирования до 20 см глубиной. Многоплоскостные сканеры устанавливаются перед кассиром на кассовый стол, встраиваются в POS-системы фронтальной посадки или врезаются в горизонтальном положении в кассовый бокс, освобождая на столе драгоценное место под дополнительное оборудование, например, детектор фальшивых банкнот.

Не во всяком большом магазине стационарных лазерных сканеров достаточно для того, чтобы справиться с потоком покупателей. На помощь приходят ещё более мощные устройства – биоптические сканеры штрих-кода, представляющие собой единый комплекс из двух сканирующих устройств (или одного устройства и системы зеркал), расположенных вертикально и горизонтально, что позволяет добиться считывания штрих-кодов на пяти, а иногда и на всех шести сторонах товара без необходимости поворачивать его штрих-кодом к сканеру, как при работе со стационарными сканерами. Кассир как бы перекладывает товар с одного конвейера кассового бокса на другой, пронося через зону сканирования, и, тем самым, экономит драгоценное время на каждом считывании. Биоптические сканеры достаточно дороги, но эффект от их применения при грамотной организации рабочего места кассира максимальный. Наибольшее применение данный тип оборудования нашёл в продуктовых гипермаркетах, однако, всё чаще супермаркеты с высокой проходимостью также выбирают эти сканеры.

В зависимости от организации бизнес-процессов в магазине, взвешивание таких товаров как кондитерские изделия, овощи, фрукты и замороженная продукция (овощные смеси, грибы, ягоды, морепродукты и т.д.) может выполняться либо продавцами, либо покупателями самостоятельно на весах самообслуживания. Третий вариант – взвешивание товара на кассе. Весы могут стоять сбоку от кассира или быть врезанными в кассовый стол, однако, самый удобный с точки зрения эргономики вариант – встраивание весового модуля в биоптические сканеры штрих-кода, которые, помимо сканирования штучного товара, выполняют взвешивание весового товара и передают данные о весе в кассовую программу для расчёта стоимости покупки. Взвешивание товара на кассе имеет ряд преимуществ: освобождаются дополнительные площади под выкладку товара, снижаются затраты на персонал, расходные материалы, кассиры контролируют взвешиваемый товар и исключают вероятность пересортицы и махинаций со стороны покупателей. Дополнительные затраты, которые владелец торгового предприятия несёт в связи с приобретением дорогостоящих биоптических сканеров штрих-кода со встроенным весовым модулем окупаются в кратчайшие сроки.

Выбор оптимального сканера для решения конкретных задач ритейлера позволяет значительно повысить производительность труда кассиров, ускорить и улучшить обслуживание покупателей, а, значит, и увеличить прибыль предприятия торговли. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут сделать правильный выбор.