Форматы торговых предприятий. "Магазин у дома"

Немного о розничных форматах

Торговые предприятия принято делить на категории, так называемые форматы (Слово "формат" происходит от латинского слова "formatum" и означает "размер, величина, образ" (В. Даль)).
 Идея открытия магазина и дальнейшее воплощение в реальность сопровождается ориентированием на определенного покупателя, потребности которого данный торговый объект и будет удовлетворять. Это отражается на предлагаемых продуктах, их размещении в торговом зале, площади помещений, дизайне, используемом оборудовании и программном обеспечении, обслуживающем персонале, предлагаемых услугах, качестве, способах привлечения клиентов и пр.
Всё многообразие различных вариантов можно классифицировать.
Не существует какой-либо общепринятой классификации: некоторые аналитики выделяют 4 формата торговых предприятий: экономичный супермаркет, классический супермаркет, гипермаркет, специализированный магазин - и на их основе структурируют существующие объекты;
другие ранжируют рынок более детально: гипермаркет, супермаркет, дискаунтер, универмаг, cash&carry (оптовые и мелкооптовые продажи), магазин у дома, DIY (строительные материалы и хозяйственные товары для дома), Fashion Retail (торговля модной одеждой обувью и аксессуарами), - все зависит от критериев, положенных в основу градации.
Также в отдельный формат часто выделяют аптеку, интернет-магазин, продовольственный бутик, специализированные магазины и пр., поскольку приведенные торговые предприятия обладают рядом своих особенностей торговли.
"МАГАЗИН У ДОМА"
В сфере розничной торговли формат «магазин у дома» всегда был востребован покупателями и наиболее доступен для предпринимателей в сфере ритейла. Однако в последнее время в условиях растущей конкуренции методология работы подобных магазинов несколько меняется, и большинство руководителей осознанно приходят к реформированию технологий управления.
Концепция формата convience store
«Convience store» (удобные магазины, или в российском варианте «магазин у дома») как формат зародился в 1927 году в Далласе, а первый опыт принадлежит магазину фирмы Southland Ice Company, позднее переименованной в 7-Eleven. На сегодняшний день продажи сети 7-Eleven, которая включает 21 000 магазинов в 18 странах мира, превышают $27 млрд.
По определению, convience store - это небольшой магазин, расположенный вблизи жилого района, который открыт 24 часа и 7 дней в неделю и предлагает ограниченный ассортимент ходовых товаров повседневного спроса.
 
Традиционно такие торговые точки располагаются в спальных районах, в зоне жилых массивов, вблизи транспортных или пешеходных потоков. В России часто подобные магазины организуют на первых этажах жилых многоквартирных домов.
Для успешной перспективы существования такому предприятию необходимо все стремительней наращивать те ключевые преимущества, которые позволят удержать все более требовательного покупателя:
-современная форма торговли (как правило, самообслуживание);
-тщательно подобранный качественный ассортимент;
-постоянное наличие товара в магазине;
-устойчивые цены на ключевые позиции;
-развитая система лояльности для покупателей;
-высокий уровень сервиса;
-дополнительные услуги.
Почему именно эти критерии являются ключевыми для «магазина у дома»?
В структуре розничного рынка указанный формат в определенном смысле занимает промежуточное положение между супермаркетом и дискаунтером.
Отличительной особенностью супермаркета (крупный розничный магазин самообслуживания с доступным уровнем цен по широкой номенклатуре продуктов питания и сопутствующих товаров – 10-16 тыс. наименований) является высокий уровень сервиса (удобная парковка, качественное оснащение и обслуживание, высокая квалификация персонала). В свою очередь, дискаунтеры – магазины с ограниченным ассортиментом товаров (3-6 тыс. наименований) по сниженным розничным ценам и с минимально необходимым сервисом. «Магазин у дома», как и дискаунтер, формирует ограниченный ассортимент товаров повседневного спроса (до 5 тыс. наименований), но по ряду сервисных услуг должен соответствовать принципам работы супермаркета.
Отдельный вопрос в этом случае - ценовая политика: цены на товары в «магазине у дома» должны и могут быть выше, чем в супермаркете или дискаунтере.
Покупателя в «магазине у дома» привлекает своеобразный микроклимат, определяемый как «домашняя атмосфера», когда покупателя знают в лицо, а так же возможность воспользоваться дополнительными услугами, которые являются частыми «спутниками» рассматриваемого нами формата:
-химчистка;
-проявка и печать фотографий;
-аптечный пункт;
-услуги операторов сотовой связи.
Несмотря на то, что данный формат требует повышенного контроля и внимания ко многим управленческим вопросам, он может давать и хорошую отдачу, как считают специалисты, т.к. наценка на большинство товаров является достаточно высокой, например, по сравнению с дискаунтерами и супермаркетами.
Информационная система для магазинов шаговой доступности
Главной задачей системы управления магазинами шаговой доступности является -обеспечение контроля за основными факторами своей работы:
-ассортимент;
-ценообразование;
-объем и частота заказов товара;
-схемы лояльности клиентов.
Не имея больших торговых и подсобных помещений, а также свободного капитала (80% из числа подобных магазинов являются одиночными), чтобы замораживать свои денежные средства под значительный запас товара, руководству магазина необходимо иметь реальную и постоянно обновляющуюся информацию о том, как товар продается, отслеживать его оборачиваемость, а также учитывать условия работы по данному товару с поставщиком.
Без специализированной информационной системы оперативно собрать и проанализировать такие данные невозможно.