Идустрия питания. ОБЭП или компьютер?

Специалисты в области управления персоналом считают, что человек по своей природе склонен выполнять работу честно и хорошо.
Сегодня мы поговорим о том, как система автоматизации предприятия помогает в этом сотрудникам ресторанов, баров и кафе.
Общественное питание по праву считается одним из наиболее сложных видов бизнеса. И основная сложность его заключается в необходимости постоянного внимания к тысяче мелочей. Здесь важно все – место нахождения и интерьер, кухня и напитки, освещение и посуда, качество и сервис.
В сфере услуг, к которой относятся предприятия общественного питания практически любого формата, обеспечение качества и уровня сервиса полностью находится в руках персонала. Но у нас эти профессии почему-то не считают престижными. Возможно, именно отсюда исходят и трудности с подбором персонала, и невысокие заработные платы, приводящие к хищениям, и привычка недовешивать, недоливать и обсчитывать.
В советский период по каждому подозрению в махинациях государственные органы проводили проверки, и уголовные дела не были тогда редкостью. Сегодня, предпринимателю приходится рассчитывать только на себя - необходимо самому выявить и суметь доказать факты хищений. Закон в таких случаях обычно оказывается на стороне сотрудника, и увольнение «по статье» стало исключением, создавая прецедент безнаказанности.
Присвоение сотрудниками продуктов питания и даже посуды характерны для этого вида бизнеса еще с античных времен. Но в наши дни от злоупотреблений персонала некоторые частные предприниматели страдают значительно меньше. Почему?
Помимо средств визуального контроля (системы видеонаблюдения и охраны), систем контроля доступа, на помощь пришли компьютеры и системы автоматизации предприятий. Они позволяют руководителю предприятия упростить решение нескольких важных задач:
Полноценный и детальный учет движения продукции, финансовых средств,оперативный учет остатков, возможность отслеживать статистику и динамику продаж.
Предоставление отчетности для налоговых и других проверяющих органов.
Управление клиентами. Игнорировать предпочтения и удовлетворенность клиентов, значит потерять их. Полноценное управление маркетинговыми программами и базой данных клиентов сегодня не представляется возможным без компьютера.
И наконец, самое главное – управление предприятием и контроль над персоналом.
По мнению большинства рестораторов, одним из наиболее эффективных инструментов контроля является внеплановая проверка на предприятии, проведенная в часы, близкие к закрытию заведения (пересмене). В этом случае ни бармен, ни официанты, ни повар, ни даже дежурный администратор не будут иметь возможности утаить большую часть побочных доходов.
Действительно, внезапная проверка может за очень короткий промежуток времени провести инвентаризацию бара и кухни, кладовой и подсобных помещений, и получить текущее состояние остатков. Но с чем сравнить эти данные? Какие товары и блюда должны быть на самом деле? Все ли нынешние посетители учтены, или что-то осталось за кадром? На эти вопросы можно получить ответ только в одном случае – если используется компьютерная система. Система, позволяющая в любой момент времени сравнить реальную ситуацию с тем, что на самом деле было учтено. Если такой системы нет, владелец предприятия лишен одного из наиболее эффективных средств контроля – внезапной проверки.
Сама по себе система автоматизации (управления) включает в себя целый комплекс оборудования и программного обеспечения, технически достаточно сложный. От слаженности работы каждой из ее компонент зависит целостность данных. Однако вспомним, что персонал не заинтересован в корректной работе системы, и поэтому, попытки сознательного вывода оборудования из строя будут не редки. Как обнаружить злой умысел и найти виновного?
Об этой задаче желательно помнить на этапе выбора системы автоматизации. Руководителю предприятия необходимо найти поставщика («интегратора»), которому можно полностью доверять. Фирму, которая своевременно придет на помощь, быстро обнаружит неисправность, объективно разберется, кто виноват в сбое.
Уверенность в поставщике решения важна не только поэтому. Если на предприятии общественного питания устанавливается система автоматизации, сотрудники сделают все возможное, чтобы «случайно заметить» пароль администратора.
К сожалению, основным недостатком наиболее распространенных, проверенных временем систем автоматизации общепита является… их популярность. И это делает их легко уязвимыми.
Официанты и бармены различных предприятий общаются между собой на порядок больше, чем их владельцы. И число их больше, и сетью интернет они пользуются очень активно, и рабочее место меняют не редко. Коды доступа быстро распространяются в этой среде. Поэтому можно смело утверждать – чем более распространенную систему Вы установите, тем меньше пользы сможете извлечь. Практически бесполезной окажется и покупка программы на какой-нибудь известной, открытой платформе - о том, как ее перепрограммировать, расскажут на любых компьютерных курсах.
Существует ошибочное мнение о двух способах существенного сокращения воровства даже без использования компьютерного учета – технология «карта на входе», и обыск персонала на служебном входе. В действительности, это не так. Первый вариант не исключает ни махинации на кухне, ни «воздушные» накладные, а официанты с удовольствием приглашают в такие заведения большие компании своих друзей. Во втором случае, похищенное выносится через парадную дверь - посредством знакомых посетителей.
Что же можно посоветовать владельцу предприятия общественного питания для защиты своего бизнеса?
Конечно, автоматизация необходима. Она позволит существенно сократить издержки, связанные с хищениями персонала, предоставит новые инструменты контроля над сотрудниками, и поможет решить многие другие задачи.
Но не стоит начинать этот путь без надежного партнера (компании – поставщика системы автоматизации), которому можно полностью доверять. Если вы сомневаетесь в компетенции интегратора, сомневаетесь в неуязвимости тех программ, которые он предлагает – не торопитесь, иначе время может быть потрачено напрасно.
И конечно, нужно понимать, что без выраженного интереса владельца бизнеса к результатам запуска автоматизированной системы, сложно достичь должного эффекта от ее внедрения.